Согласно германскому стандарту TRGS 905, имеются два критерия, по которым стеклянным и каменным волокнам присваивается индекс KI, свидетельствующий о степени их онкологической опасности, обусловленной их химическим составом, основой которого являются оксиды с различной степенью растворимости. Волокна с индексом KI меньше 30 считаются опасными, при KI между 30 и 40 возможность рака не исключается, при значениях равных и больше 40 канцерогенез исключается. В качестве альтернативного признается метод натурных испытаний в независимых институтских лабораториях на животных (крысах), которым волокна инъецируются в область живота. В стандарте TRGS 905 предусмотрено исключение: производитель, представивший данные о высокой биорастворимости волокна, освобождается от KI-тестирования (о чем даются сведения в сертификате безопасности продукции). В стандарте отсутствует градуировка степени биорастворимости волокна – указывается только, что это его свойство должно быть сравнимо с гипсовым волокном.
В Германии набирает силу “волоконная война”. После того, как в 1997 г. 150 из 450 работников завода минваты “G+H” в Ладенбурге потеряли работу, его владелец направил об этом открытое письмо одновременно в Бундестаг и земельное правительство, указав в нем также, что годовой оборот из-за этого снизился на 50 млн марок. Первопричиной неприятностей послужило падение на треть (60 тыс. т) сбыта гигиеничного волокна марки KI-40 из-за его относительной дороговизны.
Что касается стекловаты, то она практически всегда преодолевает барьер KI-40, и потому 95 % изоляционной стекловолокнистой продукции Германии свободна от подобных проблем. Совершенно другая ситуация с минеральным (каменным) волокном. Какие-либо манипуляции с изменением химсостава минерального волокна для увеличения его биорастворимости абсолютно исключены, иначе нарушится стандарт огнестойкости минватных изделий (чем они и ценны в первую очередь), и, таким образом, завод “G+H” с 1995 года оставался на рынке единственным поставщиком изоляционных изделий из минераловатного волокна марки KI-40. Конкуренты, – жалуется директор “G+H”, – пользуясь тем, что потребители едва ли в состоянии отличить одни волокна от других, практически сбывают свою более дешевую минвату под маркой “неканцерогенно”, причем профсоюз рабочих строительных материалов ухитряется выдавать сертификаты безопасности с подачи самих производителей!
Упрек фирмы и на самом деле весьма серьезен. На внутреннем рынке Германии ежегодно продается 390 000 т изоляционных изделий из минерального волокна, 90 % которых не соответствуют требованиям стандарта TRGS 905. Из них 140 000 т (30 %) внешне стандартных изделий поступают из Чехии, Словакии и других восточно-европейских стран. Департамент химической безопасности германского министерства труда серьезно озабочен проблемой импортных изделий, хотя они все-таки в меньшинстве: так, лидер мирового рынка немецкая фирма Rockwool (Gladbeck) продала под маркой “новый Роквул” 250 000 т “биологически безопасной” минваты (55 %) на сумму 450 млн марок.
Хотя индекс KI этих изделий оказался на 25 пунктов ниже нормативного уровня, что означает вероятность возникновения рака у животных. Фирма, тем не менее, настаивала на хорошем биологическом качестве изделий. Ее представитель заявил, что данная оценка опирается на признанные мировые критерии, пояснив, что при адекватных легочных испытаниях на крысах для исчезновения (растворения) половины испытуемых волокон достаточно “полупериода” (так сказать, “полураспада”) в 5 дней. Однако ни само Федеральное министерство труда, ни эксперты его Комиссии по безопасности материалов не согласились с достоверностью подобной методики, идущей вразрез с германскими нормами, по которым одного ингаляционного метода недостаточно для окончательного суждения о биорастворимости волокна: необходимо проведение так называемого “интрахил-теста” путем вдувания волокон в глотку животного. Проведение подобных испытаний для “нового Роквула” требует, по крайней мере, 65 дней “полупериода”, в течение которых должна исчезнуть половина биорастворимых волокон. Имеется в виду, что часть (большая) волокон растворится макрофагами, а другая уйдет вместе с выдохом. Для того, чтобы гарантированно удостовериться в том, что биорастворимость у “нового Роквула” лучше, чем у старого, по заключению германских экспертов потребуется 300 дней испытаний.
Вообще же, понятие “биорастворимость” страдает известной неопределенностью. В нормах она всего лишь “сопоставляется” с растворимостью волокон гипса, но собственно количественный показатель времени “полупериода” испытаний не дается. Период растворения половины количества гипсовых волокон составляет несколько дней – такая скорость недостижима для минеральных волокон.
Согласно норме TRGS 905, на каждом производстве должен быть персонал, осуществляющий постоянный контроль за качеством минерального волокна и подчиняющийся непосредственно госинспекции, однако такой персонал сплошь и рядом в штатах предприятий отсутствует. Чиновники из Минтруда устроили показательную проверку в Кельне. Было обследовано 100 рабочих мест, где применялись минераловатные изделия, полученные от 8 производителей как из Германии, так и других стран – Австрии, Швеции, Бельгии. Практически в каждом случае оказывалось, что у поставщиков имелись свидетельства о соответствии волокна показателю KI-40 или же его биорастворимости, что с учетом вышеизложенного не могло не вызвать серьезных сомнений в их достоверности. Во всяком случае в Комитете по безопасности химматериалов пришли к выводу о необходимости усовершенствования стандарта TRGS 905 в части большей конкретизации методов освидетельствования волокнистых изоляционных изделий.